Главная \ Статьи \ Подростки и планшеты

Подростки и планшеты

Подростки и планшеты

Компьютеры и информационные технологии прочно закрепились в жизни современного человека. Они стали частью нашей работы, общения и развития. Разумеется, и нашим детям интересны всемогущие технические устройства. Уже с первых лет жизни, малыши знакомятся с компьютерами, ноутбуками, планшетниками и смартфонами. И, надо сказать, поскольку интерфейс современных ПК построен на принципе интуитивности, ребёнок в состоянии разобраться как и что там работает всего за несколько минут. Таким образом, малыш, еще не научившийся ходить и говорить, легко управляется с техникой.

И если раньше желанными подарками на день рождения для ребёнка были велосипед или щенок, коньки или новая кукла, то теперь большинство деток мечтает о планшете. И родители всё чаще задают вопрос: «А можно ли их покупать детям?», «Если можно, то с какого возраста?» Многих интересует, не повредит ли такая игрушка здоровью или развитию ребёнка.

Определённо ответить на эти вопросы сложно, поскольку такие устройства появились совсем недавно, и ещё нет возможности отследить последствия активного взаимодействия детей с планшетами и смартфонами. Но всё же, на основании уже проведённых исследований и наблюдений, а так же знаний о детской психологии давайте попробуем найти ответ. Планшеты обладают большим обучающим потенциалом: при их помощи можно изучать буквы и слова, знакомить ребёнка с окружающим миром, показывая ему картинки и видео о животных или растениях, отвечать на сложные вопросы, ведь, как известно, гугл знает всё. Можно предложить ребёнку аудиосказку или любимый мультик, занять его красочной игрой или вместе с ним выполнять развивающие упражнения. В Парижском университете под руководством профессора Olivier Houde (Оливера Хоуда) проводилось исследование влияния активного использования высокотехнологичных устройств на познавательное развитие и обучение французских школьников. В результате было установлено, что работа школьников с гаджетами способствует формированию быстрого, гибкого и многозадачного мышления, но негативно отражается на способности к синтезу и классификации информации, нарушает развитие абстрактного мышления. Покупая ребёнку подобную «игрушку» не стоит преуменьшать её развивающего значения, но и забывать о том, что техника – не замена родителям, которые должны играть и проводить время вместе с ребенком тоже не следует.

Давайте проследим путь развития психологии маленького человека и попробуем определить в каком же возрасте и для каких целей уместно приобретение такого подарка.

В раннем возрасте, с годика до трёх лет, малыш совместно с родителями знакомится с назначением предметов, изучает, что с ними можно делать, у него развивается речь и восприятие. Деткам такого возраста нужно всё потрогать и попробовать на вкус, очень большое значение имеет эмоциональное общение с мамой. Дети до пяти лет не видят разницы между происходящим в реальности и на экране, поэтому предлагать малышам в

таком возрасте планшеты или компьютеры ещё рано, они должны познакомиться с миром, который непосредственно их окружает путём активного его исследования.

Для дошкольников (с трех до семи лет) на первое место выходит игровая деятельность. Появляется интерес к миру людей и аспектам их существования, дети наблюдают, как взрослые общаются между собой, смотрят, как мама разговаривает с продавцом или доктором, усваивают, что в аэропорту ждут самолёт, чтобы куда-то ехать, а в гости приходят, чтобы общаться с друзьями. Потом все эти роли они примеряют на себя в играх, поначалу отыгрывая то общение, которое реально видели в жизни, а потом, придумывая разные ситуации. Это период активного развития фантазии и познавательной сферы. Здесь так же велика роль взаимодействия со взрослыми, но детей уже интересует вопрос не «Что это?» и «Что с этим делать?» а вопрос «Почему так?» На этом этапе развития планшетник скорее понадобится родителям, а не ребёнку. Можно сесть вместе с малышом и познакомиться с буквами, вместе посмотреть развивающий фильм или найти в интернете ответ на непростой вопрос и поделиться им с любопытным чадом. При просмотре фильмов и мультфильмов не стоит забывать, что рекомендованное время взаимодействия ребёнка с электронными приборами не более получаса. Часто именно в этом возрасте родители используют смартфоны и планшетники, чтобы утихомирить разбушевавшегося ребёнка в общественных местах, отвлечь его. Этого делать не стоит, поскольку ребёнку сейчас самое время знакомиться с правилами поведения в обществе, с социальными ролями, а постоянно занимая его играми на планшетнике, мы лишаем его такой возможности. И дома, малыша не нужно постоянно развлекать, он должен учиться оставаться наедине с собой, придумывать себе занятия, фантазировать, это основы его будущего личностного благополучия.

Для младших школьников (с семи до двенадцати лет) на первый план выходит учебная деятельность. Здесь формируется самооценка, развивается познавательная и мыслительная деятельность. Дети приучаются к режиму, поскольку теперь ходят в школу, у них развивается ответственность. И здесь, высокотехнологичный подарок становится уместным. Во-первых, школьник уже понимает что для чего предназначено, а не просто интуитивно открывает приложения, во-вторых, планшетник может быть полезен при подготовке уроков (опять-таки под присмотром родителей) ну и в-третьих, разрешение поиграть полчасика в ту или иную компьютерную игру может случить поощрением ребёнка за добросовестно выполненные обязанности. Нужно помнить, что слишком долгое взаимодействие с гаджетом может повредить зрению ребёнка, сидячий образ жизни так же не полезен для растущего организма и планшет ни в коем случае не должен заменить чтения книжек, активных игр на свежем воздухе и общения с родными и сверстниками. В противном случае вероятны негативные последствия как для режима и самоорганизации ребёнка, так и для его здоровья. Кроме того, в этом возрасте на основании общения с родителями и сверстниками формируется самооценка, и если этого общения будет недостаточно или оно будет не

вполне качественным, в дальнейшем человеку будет очень сложно понять себя и найти своё место в этом мире.

В подростковом возрасте (с 12 лет) происходит осознание себя, дети учатся дружить, общаться, ищут своё место среди сверстников, активно включаются в общественную деятельность, чтобы реализовать свои возросшие возможности. Развиваются представления о себе и воля, формируется характер. Тут очень сложно становится контролировать и ограничивать деятельность ребёнка, в том числе и его взаимодействие с компьютером, и самым разумным будет договориться по-взрослому, что компьютер – это очень хорошо, но об учёбе, занятиях спортом и помощи по хозяйству забывать, тоже не стоит. Кроме того подросток обязательно должен проводить много времени в общении со сверстниками и друзьями, ведь самоопределение в системе отношений со сверстниками является главной деятельностью для подросткового возраста, и от того насколько успешно это произойдёт, зависит дальнейшая жизнь человека.

Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить, что «всё хорошо в меру». И высокие технологии, несомненно, могут принести пользу в воспитании подрастающего поколения, главное помнить, что они не должны заменять собой родителей, игры, совместное чтение книг и живое общение. Компьютеры, планшеты и смартфоны - всего лишь ещё один инструмент в руках взрослых, для того чтобы воспитать грамотных, развитых и достойных людей. Это не способ занять ребёнка, это возможность дать ему больше.

 

Сингина Т.И.