Главная \ Статьи \ Проективная техника "Моя семья"

Проективная техника "Моя семья"

Проективная техника "Моя семья"

Проективная техника: "Моя Семья" - прекрасный диагностический инструмент, как для психолога, так и для самостоятельной оценки семейных взаимоотношений глазами ребенка. Подходит для деток от 4х - 5 лет, и его можно предлагать выполнить даже взрослым людям.
Понадобится - чистый лист А4 и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать свою семью, без уточнений и подробностей. Берете малыша в хорошем настроении и просите: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Всё.

Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс. Обратите внимание на очередность появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины.

Далее, можно приступать к анализу:

- По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Если ребенок не нарисовал себя самого, вероятно, он чувствует себя брошенным и одиноким. Для подростков старшего возраста это может указывать на стремление к сепарации от семьи, готовность к самостоятельной жизни и потребность в ней.

- По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься. Или, напротив, если ребенок изображает посторонних людей, двоюродных дядь и теть, племянников, друзей - ребенку не хватает внимания и общения в родной семье, он чувствует себя одиноким.

- По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.

- По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

- По цвету: Все, что любимо чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Присутствие цвета говорит об эмоциональной близости и насыщенности семейных отношений. Подростки, например, часто рисуют всех черным или простым карандашом, под одну гребенку. Это не означает, что "Всё очень плохо", это, скорее, указание на смещение интересов подростка из родной семьи в социум, такова уж данность подросткового возраста.

-По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.
Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Очень важно оценить гармонию рисунка в целом. Всё что сильно выделяется, бросается в глаза (цветом, формой, размерами, силой нажима на карандаш при исполнении) заслуживает особого внимания.
Дети все разные, кто-то открытый и эмоциональный, кто-то, напротив, сдержанный и отстраненный, это обязательно отразится на манере рисунка, на используемых цветах.

Внимательно рассмотрев, и проанализировав рисунок, можно попросить ребенка нарисовать еще один: «Семья, которую я хочу». Пусть малыш нарисует семью его мечты, на этом рисунке Вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.

P.s. Из моего опыта работы с семьями и этой техникой: ни в коем случае не критикуйте малыша за то, что он рисует, не нужно его исправлять или настаивать: "Ой, что же ты папу так далеко рисуешь?", "А где же ноги у бабушки? Ты что рисовать совсем не умеешь?". Даже если вы увидели на картинке тревожные симптомы, от души поблагодарите ребенка, ведь теперь вы знаете на что в ваших семейных отношениях стоит обратить внимание, и именно ваш ребенок поможет сделать их более счастливыми и гармоничными.
Татьяна Сингина