Главная \ Статьи \ Современные профориентационные методики. Часть III:

Современные профориентационные методики. Часть III:

Современные профориентационные методики. Часть III:

Современные профориентационные методики. Часть III:

Продолжаем разговор (с)

Метод 8: Профориентационные тренинги
Существует масса готовых тренинговых программ, направленных на помощь школьникам в профессиональном самоопределении, и кроме этого, многие центры проводят свои авторские профориентационные тренинги. На них ребятам предлагают поближе познакомится с особенностями своих характеров, помогают проанализировать собственные интересы, рассказывают о современном рынке труда.
Плюсы - очевидны - расширение кругозора и углубление самопонимания.
Минусы - все та же возрастная динамика, интересы подростков непостоянны и подвержены влиянию внешней среды - это просто особенности возраста. Ограниченное время занятий - рассказать детям подробно о всех профессиях просто не представляется возможным , поэтому зачастую их профессиональные воззрения остаются идеалистическими. Невозможность на группе уделить достаточного внимания личности и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Те из ребят, кто будет более активно участвовать в тренинге получат больше, а те, кто привык отсиживаться в сторонке и отмалчиваться, могут так и не узнать ничего важного о себе. А ведь, зачастую, именно таким детям помощь необходима в большей степени.

Метод 9: Просветительская работа.
Чаще всего этот метод применяют в школах и других образовательных учреждениях. Туда для аудитории подростков приглашают эксперта, специалиста в той или иной области и он рассказывает о своей работе. Очень популярным этот метод был в СССР, когда к школьникам приходил полицейский или пожарный и рассказывал о том как важна его деятельность, чем он занимается на своей работе, отвечал на вопросы ребят.
Несомненный плюс - расширение кругозора.
Минус - о себе самом ребенок так ничего и не узнает. Кроме того, способности у всех разные и то, что легко и приятно приглашенному гостю, рассказчику, может оказаться сложным и нудным для кого-то из ребят, сидящих в аудитории, даже при проснувшемся интересе к профессии.

Метод 10: Профессиональные пробы.
Ребёнка приводят на реальное рабочее место и дают почувствовать себя в шкуре специалиста этой отрасли. Так называемый "День в профессии", небольшая экскурсия во взрослую жизнь.
Из минусов - не происходит самопознания, вопросы собственной мотивации, способностей, талантов остаются не раскрытыми. Методом проб и ошибок можно очень долго перебирать разные дни в профессии, так и не найдя подходящей. Но лучше так, чем получить высшее образование, потратив 5 лет и Энную сумму денег и тогда уже начать перебирать, .. получить другое, третье и к пенсии быть обладателем 148 дипломов и пустой трудовой книжки.
Из плюсов - если ребенок довольно точно знает чего он хочет, такой метод прекрасно подойдет, чтобы он до конца понял свой выбор и утвердился в нем.

Метод 11: Профориентационные лагеря.
Этот метод зачастую совмещает предыдущие три. Для ребят ведут профориентационные тренинги, рассказывают о профессиях и устраивают профессиональные пробы. Понимание профессий и рынка труда заметно возрастает. Понимание себя для тех ребят кто проявляет активность и интерес тоже растет. Для тех, кто сидит в сторонке - ничего не меняется, возможности уделить каждому ребенку персональное внимание, здесь так же не достает. Минусом так же является возрастная динамика (вот почти везде она камень преткновения), ребёнку может нравится как работают инженеры но о своих истинных способностях к этой области он сможет только догадываться.

Метод 12: Чтение - мать учения.
Недавно наткнулась в сети на коуча, которая написала книгу-пособие-блокнот по самостоятельной профориентации. Туда включена теоретическая часть о профессиях, и упражнения на каждый день, выполняя которые вы за месяц должны прийти к профессиональному самоопределению.
Идея, кстати, не нова, подобных книг довольно много.
Упражнения в них используются такие же, как и в психологических тренингах, только на тренинге у вас над душой стоит дяденька тренер, а с книгой-блокнотом - все на вашей совести.
Подойдет взрослому человеку, с высоким уровнем личной мотивации, которому хочется большей профессиональной осознанности.
Не подойдет подростку. Его мотивация умрет на 3й странице блокнота, а сам подросток уйдет играть в Доту. Это кроме того, что подросток может не интерпретировать или не верно интерпретировать часть теории и упражнений, просто ввиду возраста и недостаточного уровня знаний и жизненного опыта.

Метод 13. Челленджи и интернет-марафоны.
О них, в паре слов, так как от предыдущего метода они мало чем отличаются. Все оставлено на добрую совесть проходящего такой челлендж, и хорошо для общего развития, а не для конкретного результата.
Это способ познания себя, который к реальному положению дел на рынке труда никакого отношения не имеет. Впрочем, и глубокой личной проработки он тоже не дает.

Метод 14. Всего понемногу.
Сюда будет уместно отнести всевозможные комбинации вышеуказанных методов. Самая частая - профориентационное тестирование + индивидуальная консультация психолога с применением проективных методов. Иногда, совмещают тесты и тренинги или тесты и день в профессии. Сами тесты собирают батареями и объединяют в огромные программные комплексы (правда тестами со всеми их достоинствами и недостатками они при этом быть не перестают). Встречала использование книг-блокнотов в профориентационных лагерях и на тренингах.
Такой подход позволяет объединить достоинства входящих в него методов и частично перекрыть их недостатки.
Наш центр профориентации в своей работе тоже использует именно этот метод. Как именно, напишу отдельно :))

Ну, вот, пожалуй осветила все основные методы карьерного ориентирования. А как вы выбрали свою профессию? Или еще только находитесь на этапе выбора, что вам в этом помогает?