Главная \ Статьи \ Умный или красивый?

Умный или красивый?

Умный или красивый?

С чего всё началось?

Сама по себе идея о том, что люди – разные, достаточно стара. Отголоски можно встретить и в ведах и «Золотом каноне» Пифагора, сейчас она просто приобрела более чёткие границы. Сейчас приходится слышать такие взаимоисключающие мысли как «Все люди разные» и «Все люди одинаковы», причём последнее – обычно в явно негативном ключе. Правы и те и те, но не полностью. Люди – типичные, т.е. при всей индивидуальности мы можем найти сходные черты у большинства. Измерить эту «типичность» пытались многие люди, и у некоторых даже получилось, но давайте по порядку:

Жил был Зигмунд Фрейд, и известен он не тем, о чём ты, дорогой друг, чаще всего слышишь в интернете, а тем, что дал человечеству такую простую (сейчас для нас с вами) идею, что не всё что происходит, человек может осознать своим мозгом. Такие слова как «подсознание», «бессознательное» и большая часть вещей, связанная с ними – это результат работ Фрейда. По сути, вся автоматика, которая есть у человека, была открыта именно им, все предпосылки наших мыслей, желаний, действий – раньше люди вообще не догадывались о них. Теория бессознательного и весь психоанализ (а сейчас разновидностей психоанализа насчитывается уже больше десятка) – основной вклад Фрейда в развитие знаний о человеке.

Продолжил исследования его друг и последователь Карл Густав Юнг, известный швейцарский психиатр, основатель Аналитической психологии. Основной идеей Юнга, которую он создал и передал потомкам было то, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Отчасти отказавшись от некоторых нежизнеспособных положений психоанализа, Юнг таким образом продвинул вперёд общие положения психологии. Кроме того, наблюдая за своими пациентами, были сделаны интересные наблюдения, которые легли в основу его книги «Психологические типы».

Желающие подробно углубиться в психологию могут почитать эту книгу, мы же ограничимся её значением в двух словах – она рассказывает о том, что у людей бывают разные установки психики, что существует определённая система координат, которая помогает упорядочить различные проявления психики.

На основе исследований Юнга появилось множество направлений, самые известные из которых – типология Майерс-Бриггс, получившая широкое распространение в Европе и США и соционика, развитие которой происходило на территории постсоветского пространства.

Но давайте вернёмся к тем самым психологическим типам, о которых говорил Карл Юнг. Согласно его исследованиям по способу восприятия информации людей можно делить на две противоположные группы. Итого мы получаем четыре пары признаков восприятия информации.

Умный или красивый?

Самое простое разделение, которое мы видим в очень упрощённом виде ещё в школе – это деление на гуманитариев и технарей. Действительно, мы видим детей, а потом и взрослых, которые с техникой на «ты», голова работает, руки работают, и собрать-разобрать что-то могут и сконструировать и посчитать и организовать. Обычно таким детям несложно понять такие предметы как физику и химию, математику, информатику, технологию, астрономию, такие дети не теряются при вопросе «Почему именно так?», имеют доказать, обосновать многие вещи, даже лежащие вне учебной программы. Это – хорошая иллюстрация людей логического типа восприятия. При этом такие абстрактные предметы как литература, русский язык, музыка воспринимаются как менее важные – это происходит потому, что логический тип восприятия заставляет человека обрабатывать информацию по причинно-следственным связям, оперировать фактами, цифрами, расчётами. И именно эти факты, а точнее их недостаточное количество, заставляют считать тонкие душевные переживания героев какой-нибудь книги непонятным бредом, а учительницу, которая задаёт такие вопросы – оторванной от реальности.

Напротив, дети с противоположным типом восприятия, этическим, вынуждены прикладывать недюжинные усилия для того чтоб понять, разобраться в механизмах, точных науках, решить уравнение с кучей неизвестных и понять, почему простая техника вдруг перестала работать на ровном месте. Но как только вокруг появляются другие люди, ребёнок-этик (носитель этического типа восприятия) оказывается в своей тарелке: состояния, настроения людей, их желания, тайные мысли, тонкости отношений, которые объективно не видны (и поэтому незаметны детям-логикам) для них просты и понятны. Улыбнуться, подмигнуть, построить глазки, вдохновить, вызвать сочувствие – для людей с этическим типом восприятия это простые и естественные вещи, которые делаются автоматически. И конечно, когда сломавшийся компьютер или нерешаемый пример вызывает проблему – находится друг-компьютерщик или преподаватель, который из желания помочь сам решит эту проблему и будет чувствовать себя героем (эмоция, вызванная этиком).

Карл Юнг назвал эту пару противоположный признаков «Мышление» и «Чувство», но чтоб избежать бытовой трактовки этих понятий, такой как «значит одни люди не могут чувствовать, а другие не способны мыслить», сейчас эти понятия называются «Логика» и «Этика».

Если связать эту пару признаков с аспектами мира, с теми типами информации, о которой мы говорили в начале книги, то Логический тип восприятия – это настройка на материальный мир, а Этический – на поля и энергию. Именно поэтому именно логики легко и естественно работают с материальными проявлениями мира, а этики – с энергетическими: эмоциями, настроением, атмосферой и т.д.